В стране будут производиться электромобили и строиться зарядная инфраструктура, а владельцы электрокаров получат финансовые преференции.
Фото: Mariordo
Мировой рынок электромобилей вырос с нулевых показателей в 2010 году до почти 11 млн в 2020-м. Страны, стараясь снизить выбросы CO₂ от транспортного сектора, придумывают различные стимулы, чтобы пересадить своих граждан на электрокары.
По данным Международного энергетического агентства, чтобы добиться этих целей, к 2030 году число электромашин на планете должно достичь 230 млн. Крупнейший парк электрокаров сейчас в Китае – более 4,5 млн единиц, что вписывается в намерения Пекина добиться чистого нулевого уровня выбросов к 2060 году. Самого значительного роста парка электромобилей – на 1,4 млн – в прошлом году добились страны Европы: ЕС рассчитывает выйти на «чистый ноль» к 2050 году, сообщает Лента.ру.
В России цифры намного скромнее. Так, по данным аналитического агентства АВТОСТАТ, на 1 января 2021 года в России было зарегистрировано 10 836 электромобилей, что на 71% больше, чем в прошлом году.
Чтобы поддержать «зеленые» перемены в транспортном секторе, правительство России в конце августа утвердило «Концепцию по развитию производства и использования электрического автомобильного транспорта в Российской Федерации на период до 2030 года». Государству пора «встроиться в мировое автопроизводство на новом технологическом уровне» и стать «активным участником» электротранспортного рынка, считают в кабмине.
Среди задач Концепции: развитие производственной базы по выпуску электромобилей, наращивание технологических компетенций национальных производителей за счет углубления локализации производства электротранспортных средств; стимулирование спроса на российскую продукцию и организация послепродажного обслуживания, создание необходимой инженерной и транспортной инфраструктуры, а также снятие существующих регуляторных барьеров для использования электрического автомобильного транспорта.
Концепция реализуется в два этапа. На первом – с 2021 по 2024 годы в России планируется произвести не менее 25 000 электромобилей, а также запустить в эксплуатацию не менее 9 400 зарядных станций, из которых не менее 2 900 штук – быстрые зарядные станции.
Во время второго этапа с 2025 по 2030 годы планируется довести производство электромобилей до 10% от общего объема производимых транспортных средств, запустить в эксплуатацию не менее 72 000 штук зарядных станций, из которых не менее 28 000 – быстрые. За это время также планируется запуск в эксплуатацию не менее 1000 водородных заправок и создание дополнительно не менее 39 000 высокопроизводительных рабочих мест по всей технологической цепочке производства электрохимии, электромеханики, электроники и электротранспортных средств.
Старший советник «Беллоны» (Мурманск) Юрий Сергеев считает, что цели Концепции весьма амбициозные – пока количество электрокаров составляет доли процента от общего количества автомобилей в стране, хоть 2021 год и показал взрывной рост их продаж на вторичном рынке.
«Отрасль как электромобилей, так и зарядных станций в России находится в зачаточном состоянии. Собственно, как и рынок. Чтобы реализовать цели Концепции, потребуются значительные усилий и финансовые вложения. Пока неясно, откуда ожидается финансирование. Заявлено, что источники являются федеральными, региональными и внебюджетными. Но неясно, откуда планируется привлечение инвестиций», – отметил он.
Для поддержки спроса на электромобили в России Концепция предусматривает программу льготного кредитования и лизинга для их покупки. Владельцам также могут обеспечить льготы по транспортному налогу и на оплату парковки, будет проведен эксперимент по бесплатному проезду электромобилей по платным дорогам. Задуманы скидки для покупателей в пределах 625 тысяч рублей (только на авто, произведенные в России).
Производители электрокаров и аккумуляторов смогут получить государственные субсидии на софинансирование затрат, связанных со строительством заводов.
Сергеев не спешит с выводами.
«Сегодня мы наблюдаем нежелание правительства продлить отмену таможенной пошлины на электромобили, срок действия которой истекает в этом году, также вызывает вопросы. Пошлина составляет 15% от стоимости автомобиля – а это довольно внушительная сумма, – говорит он. – Бесплатный проезд по платным трассам, безусловно, правильное решение, но готовы ли трассы технически «принять» электромобили, насколько они обеспечены зарядной инфраструктурой?
На мой взгляд, нужно дождаться середины 2022 года, чтобы понять, насколько заявленные цели будут подкреплены реальными действиями, и тогда можно будет делать выводы о возможности их достижения».
Анна Киреева, Беллона.
Темы: Автомобили Зелёные технологии Экологические организации
Оставить комментарий:
Источник: ecoportal.su